Тематический апперцептивный тест (ТАТ)
Тематический апперцептивный тест (ТАТ). Данный тест является одним из распространенных невербальных проективных методов исследования личности
В психологии апперцепция — это свойство, закономерность восприятия, проявляющаяся в зависимости от прошлого опыта человека, его психической жизни, индивидуально-психологических особенностей личности
Впервые ТАТ был описан в 1935 г. американским психологом-клиницистом Г Мерреем и применен для изучения фантазий В настоящее время в юридической практике тест применяется чаще всего, когда перед экспертом-психологом ставится вопрос о том, какими индивидуально-психологическими особенностями характеризуется личность обвиняемого (подсудимого и т д ), о его мотивационной сфере, ведущих потребностях, движущих силах его поступков, побуждениях, толкнувших его на противоправный путь С помощью ТАТ выявляются причины расстройств процессов смыслообразования, появления внутренних конфликтов, психосоматических заболеваний, неврозов, психотических расстройств
Материалы ТАТ включают в себя 30 стандартных таблиц с изображением на них достаточно неопределенных картин с человеческими фигурами Причем чувства и действия этих персонажей выражены с различной степенью ясности, что допускает большую свободу и разнообразие их интерпретаций На некоторых таблицах имеются сюжеты, специально рассчитанные на то, чтобы вызывать у испытуемого фантазии депрессивного, суицидального либо, напротив, агрессивного характера, выявлять сексуальные, семейные конфликты и т д.
При предъявлении таблиц испытуемому предлагается по каждой изображенной на них картинке придумать рассказ, в котором нашло бы отражение то, что думают и чувствуют ее персонажи, чего они хотят, к чему стремятся, что привело их к тому, что изображено, и чем все это для них окончится. При этом психолог побуждает испытуемого дать волю своей фантазии. Процедура тестирования, ответы испытуемого, паузы, интонации, мимические и другие реакции испытуемого фиксируются
Психолог, применяющий ТАТ, помимо знаний психологии в объеме полученного им высшего образования, должен еще иметь и соответствующую подготовку, опыт работы с данным методом Кроме того, следует
также иметь в виду, что данный тест целесообразно применять в совокупности с другими методами, например из группы анкетных личностных методик (16-ФЛО, MMPI и др )
В качестве иллюстрации того, какую помощь может оказать ТАТ эксперту-психологу, проводящему судебно-психологическую экспертизу по делу, в конечном итоге — правоохранительным органам в установлении истины, можно привести один пример из следственной практики Некто С с целью избавиться от своей семьи и от соответствующих алиментных обязательств совершил убийство жены, двоих детей и родителей жены Будучи изобличенным в этом убийстве, С заявил, что содеянному им преступлению предшествовала ночная ссора с женой, во время которой та якобы обвиняла его в супружеской неверности, оскорбляла словами, унижающими его мужское достоинство Под воздействием этих тяжких для него оскорблений, как пояснил С , он почувствовал признаки аффективного возбуждения, схватил топор и нанес им смертельные удары жене, затем ее спящим родителям и своим детям
Вот дословно как объяснил происшедшее виновный
«В постели между мной и женой по поводу наших интимных отношении возникла ссора перешедшая во взаимные оскорбления Под воздействием ее оскорблений в свой адрес я вскочил с кровати в каком то непонятном состоянии В этот момент у меня выключилось из памяти, что я сделал, как схватил топор Помню только что стою с топором, а что-то красное расползается вокруг головы Светланы Я понял, что произошло что-то ужасное Я был как в'тумане Не отдавая отчета, но руководствуясь возникшим страхом, я оказался в комнате тестя Он не то сидел не то вставал с постели Я сходу нанес ему удар топором куда то в область шеи Сколько я нанес ему ударов, не помню Работал как автомат В таком же диком состоянии я вошел в комнату где лежала теща » и т д '
Для_ того чтобы разоблачить надуманные преступником объяснения, досконально исследовать истинное содержание его мотивационной сферы, характерологические особенности его личности, установить подлинные мотивы убийства и доказать его вину в полном объеме, по делу была проведена комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза В ходе обследования обвиняемого экспертом-психологом использовались разнообразные психодиагностические тестовые методики, в том числе и тематический апперцептивный тест В этой связи уместно привести выдержки из заключения комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы из материалов уголовного дела С.2
1 Здесь и далее материалы уголовного дела цитируются без внесения каких либо стилистических исправлении
Авторами психологической части экспертизы являются руководитель отдела медицинской психологии Научно исследовательского психоневрологического института им В М Бехтерева проф И М Тонконогий, научный сотрудник И Н Гильяшева
«По проективной личностной методике ТАТ у испытуемого выступают ориентированность на признание и успех, властолюбие, практицизм, высокий уровень притязаний. Благоприятное развитие и исход получают темы, связанные с работой, личными достижениями. В темах, связанных с межличностными отношениями семейного характера и особенно отношениями с противоположным полом, исход неопределенный или неблагоприятный, .. отчетливо выступают конфликты и трудности, эгоцентрическая позиция испытуе-
Испытуемому были предъявлены таблицы (дается перечень предъявленных таблиц и объяснения к ним С.). Например:
«Таблица 13М (рис 3.2). По мнению испытуемого, на ней изображен момент нервного расстройства, ревности, нервного возбуждения Мужчина совершил преступление, насколько я понял, он задушил свою жену или любовницу. Ну, теперь он осознал, что натворил, и переживает. Это видно по его отчаянной позе, состоянию, у испытуемого звучат темы вины, раскаяния. Однако депрессивный фон при этом у tfero не является по-настоящему глубоким, т.е. эти темы вызываются легко и носят несколько внешний и даже показной характер»
В качестве вывода по результатам применения ТАТ эксперты констатировали «Таким образом, личность испытуемого выступает как внутренне дисгармоничная, с высокой тенденцией к самоутверждению, успеху, властолюбивая, агрессивная, с высоким, но недостаточным внешним социальным контролем, с зоной конфликтов в области межличностных отношений, особенно с лицами противоположного пола. Его отношения с людьми холодно рационалистичны и лишены внутренней свободы и непосредственности, стиль их определяется жесткой авторитарностью и властностью».
Отмеченные в акте экспертизы особенности характера С. (замкнутость, эмоциональная холодность, подозрительность, жесткая авторитарность при внутренней эмоциональной нестабильности, неудовлетворенности с тенденцией в сложных конфликтных ситуациях обвинять других, эгоцентризм и эгоизм) во многом помогли суду понять психологические причины совершенного им преступления, разобраться в его мотивационной сфере, исключить всякие сомнения относительно состояния аффекта при совершении убийства, что было особенно важно по данному делу.
^ Методика чернильных пятен Роршаха. Тест создан швейцарским психиатром Г. Роршахом в 1921 г. для исследования.личности в целом. Материал данного проективного невербального теста состоит из десяти стандартных таблиц, выполненных в виде двусторонних симметрично расположенных пятен в серо-черных, черно-красных и пастельных тонах в результате складывания листа, на который попал краситель, пополам. Предъявляя испытуемому таблицы с пятнами, психолог просит рассказать его, что он видит, на что может быть похоже пятно. Рассматривая пятно, испытуемый должен проинтерпретировать его изображение как имеющее какое-то определенное содержание.
Рис. 3.2. Таблица 13Мтематическогоапперцептноготеста, предъявленная С. входе психологического обследования его личности экспертом-психологом
Экспериментируя, Г. Роршах выделил два основных типа испытуемых. Оказалось, что одни из них более склонны воспринимать пятна в виде образов людей, животных, предметов, находящихся как бы в движении (так называемый двигательный тип восприятия); другие же испытуемые отмечают цветовой аспект («цветовой» тип восприятия).
Тип восприятия или переживаний воспринимаемых образов, по Г. Роршаху, помогает раскрыть особенности эмоциональной, познавательной, интеллектуальной сферы, стиль межличностных отношений человека.
^ Метод цветовых выборов М. Люшера — МЦВ (с использованием восьмицветового ряда). Тест, разработанный швейцарским психиатром М. Люшером, относится также к классу проективных невербальных методик, предназначенных в первую очередь для изучения неосознаваемых субъектом тенденций, личностных особенностей, мотивации, психического состояния, настроения, которые проявляются в работе испытуемого с предлагаемым ему стимульным материалом1. Данная методика,
1^ Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера: Методическое руководство. М., 199Q.
как и выше описанные проективные тесты, исключает мотивационные искажения, влияние культурно-образовательных факторов на поведение обследуемого во время тестирования.
При создании теста в его основу была положена теория восприятия цвета М. Люшера, согласно которой существует тесная ассоциативная взаимосвязь между цветовыми предпочтениями человека и его актуальным психическим состоянием, мотивационно-потребностной сферой, некоторыми характерологическими, личностными особенностями.
Данный тест также широко применяется в ходе проведения судебно-психологической экспертизы, при профессиональном психологическом отборе в правоохранительных органах, для оценки актуального психического состояния обследуемого в момент тестирования, его индивидуально-психологических особенностей. Сопоставление получаемых результатов с помощью цветового теста Люшера с данными по тестам СМИЛ, 16-ФЛО и других позволяет более глубоко и всесторонне изучить личностные особенности испытуемого, определить степень совпадения осознаваемых и неосознаваемых им тенденций, оценить уровень его эмоционально-волевого самоконтроля во время обследования.
Среди вербальных проективных психологических тестов, чаще других встречающихся в актах судебно-психологической экспертизы по уголовным делам, прежде всего можно назвать следующие методики.
^ Методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга. Впервые она появилась в 1944 г. под названием теста рисуночной ассоциации. Тест предназначался для измерения фрустрационной толерантности, т.е. способности человека переносить состояние психической напряженности, вызванное непреодолимыми трудностями на пути к достижению поставленной цели1.
Тест позволяет выявлять фрустрационную толерантность субъекта, стереотипы эмоционального реагирования, модальность его эмоций раздражения, гнева в условиях межличностных конфликтных отношений, трудностей, возникающих в разнообразных жизненных ситуациях, и благодаря этому дает возможность прогнозировать поведение человека2.
Стимульным материалом теста являются 24 стандартные карточки со схематическими контурными рисунками двух-трех людей, один из кото-
1 Подробно понятие фрустрации рассматривается в гл. 5 учебника
2 Здесь и далее материал излагается по методическому пособию. См.: Тарабрина Н.В. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций. Л., 1984, см. также: Тарабрина Н.В. Методика изучения фрустрационных реакций // Иностранная психология. 1994. Т 2. № 2(4). С. 68.
рых обращается к другому (рис. 3.3). Испытуемому предлагается ответить на обращение одного из участников диалога первыми пришедшими ему в голову словами.
Каждый ответ испытуемого оценивается по двум критериям: по наг правленности реакции отвечающего и типу его реагирования. Благодаря этому ответы испытуемого выявляют устойчивые характеристики его фрустрационных реакций, направленных либо на окружающую его среду в виде различных требований к ней, либо на самого себя в качестве виновника происходящего, либо нейтральных по своему содержанию и форме выражения.
Рис. 3 3. Примеры межличностных конфликтных ситуаций, вызывающих фрустрацию (из теста С. Розенцвейга): а — ситуация «обвинения», б — ситуация «препятствия»
С этой точки зрения реакции по направленности делятся на экстра-пунитивные (внешнеобвиняющие), инропунитивные (самообвиняющие) и импунитивные (малозначащие, нейтральные).
По типу реакции подразделяются на реакции с «фиксацией на препятствии», с «фиксацией на самозащите» и с «фиксацией на удовлетворении потребности».
В ситуациях «препятствия» (см. рис. 3, б) реакция субъекта обычно направлена на «фрустрирующую личность». В ситуациях «обвинения» реакция испытуемого чаще является выражением протеста, отвержения обвинения или упрека и выступает в качестве настойчивого самооправдания.
После того как все ответы подсчитаны и проанализированы, определяется показатель, названный «степенью социальной адаптации», который затем переводится в проценты. Количественная величина социальной адаптивности рассматривается в качестве меры индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению. Каждому человеку присущ определенный «профиль фрустрационных реакций», оценивая который можно прогнозировать наиболее вероятное поведение испытуемого в стрессогенных, конфликтных ситуациях,
По данным Н В. Тарабриной, лица, отличающиеся высокой степенью социальной адаптации, например летчики, имеют среднее значение данного показателя на уровне 60—65% (для сравнения, невротики — 48% и ниже). У лиц со сниженным уровнем социальной адаптации в конфликтных ситуациях доминируют реакции экстрапунитивной (внешне-обвиняющей) направленности с «фиксацией на препятствии», что свидетельствует об отсутствии у них способности адекватно оценивать окружающую обстановку, их повышенной требовательности к окружающим по сравнению со сниженной требовательностью к себе, о неумении в целом разрешать конфликты.
Результаты применения данной методики могут быть особенно полезны при проведении судебно-психологической экспертизы в ходе расследования преступлений против жизни и здоровья, чести и достоинства граждан, поскольку помогают лучше понять причины неадекватно агрессивного поведения человека, мотивы его необъяснимого с точки зрения здравого смысла жестокого поведения.
^ Методика незаконченных предложений. Данная методика также широко применяется в экспертной практике, поскольку позволяет исследовать мотивационную сферу личности, отдельные свойства, установки, ценностные ориентации испытуемого, уровень его притязаний и другие особенности в зависимости от того, какие слова или незавершенные предложения включены в методику
Незавершенные предложения формулируются таким образом, чтобы спровоцировать испытуемого на ответы, относящиеся к исследуемым свойствам личности. Методика считается достаточно информативной, поскольку допускает большое разнообразие ответов. В экспертной практике встречаются различные варианты данной методики Так, широко применяется методика из 60 незавершенных предложений, которые распределяются на 15 групп, каждая из которых включает четыре незаконченных предложения, предназначенных для выяснения отношений испытуемого к родителям, лицам противоположного пола, к окружающим людям и т.д. Например: «Думаю, что мой отец редко...», «Если все против меня...», «Если бы я занимал руководящий пост...», «Знаю, что глупо, но боюсь...», «Когда мне начинает не везти, я...» и т.д. Результаты тестирования, полученные с помощью данной методики, доступны не только качественному, но и количественному анализу.
Безусловно, приведенные выше в качестве иллюстраций тестовые методики не исчерпывают все их многообразие. Однако они дают некоторые представление о характере работы судебного психолога, привлекаемого к исследованию тех или иных вопросов психологического характера, без которых невозможно квалифицированно принять решение по делу.
Таким образом, мы кратко рассмотрели основные, наиболее распространенные психодиагностические тестовые методики, которые встречаются в экспертной практике, показали определенные возможности отдельных методик, о которых нелишне иметь представление юристу, когда приходится оценивать результаты работы специалистов в области судебной психологии, участвующих в судопроизводстве при решении тех или иных вопросов психологического характера, о чем пойдет речь в последующих Главах учебника.
^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Назовите методы изучения личности, используемые в правоохранительной деятельности юристами
2 Раскройте содержание понятия «психодиагностика», что она дает юристу?
3 Что такое тест, каким требованиям он должен отвечать'
4 Какие Вам известны наиболее распространенные тестовые методики, применяемые при проведении судебно-психологической экспертизы в уголовном или гражданском судопроизводстве?
5 Что дает применение этих методик*
^ Глава 4 ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, УЧЕТ ИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ЮРИСТОМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Психические познавательные процессы ощущения и восприятия, их роль и значение в профессиональной деятельности юриста Основные свойства и закономерности перцептивных процессов Влияние экстремальных условии, нервно-психических перегрузок на процессы восприятия юридически значимых фактов Память, мышление, воображение Этапы мнемической, мыслительной деятельности, способы активизации памяти, мышления участников судопроизводства Воздействие на память криминогенной обстановки, условий судопроизводства Роль внимания в работе юриста Значение и оценка психических познавательных процессов при решении правовых вопросов
§ 1. Ощущения и восприятия. Их роль и значение в профессиональной деятельности юриста
Как уже отмечалось, одной из содержательных сторон личности является подструктура ее психических форм отражения, которая включает психические познавательные процессы, имеющие ярко выраженный индивидуальный характер и в силу этого во многом определяющие личностные особенности субъекта К ним прежде всего относятся перцептивные процессы, ощущения, восприятия, с помощью которых человек принимает сигналы окружающего мира, отражает свойства, различает признаки вещей, ощущает состояние собственного организма1
1. Ощущения. Простейшей формой психического отражения являются ощущения. Ощущение — это элементарный психический познавательный процесс непосредственного отражения отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также состояния собственного организма человеком.
В ощущениях проявляются познавательные, эмоциональные и регуляторные функции психики. Ощущения всегда эмоционально окрашены, поскольку связаны с жизнедеятельностью организма, сигнализируя человеку о характере и силе воздействий. Ощущения не только связывают нас с внешним миром, являются основным источником познания, но и выступают основным условием нашего психического развития Напри-
1Лурия А Р Ощущения и восприятие Материалы к курсу лекций по общей психологии М.1975 С 5
мер, в искусственно создаваемых условиях сенсорной изоляции, лишающей субъекта ощущений, его Психическая жизнь, сознание существенно нарушаются, вследствие чего могут появляться галлюцинации, навязчивые идеи и другие расстройства психики.
В настоящее время известно большое количество разнообразных видов ощущений.
— ощущения, отражающие свойства предметов, явлений внешней среды (экстероцептивные) в результате воздействия раздражителя, действующего непосредственно на анализатор (контактные) или на расстоянии от него (дистантные);
— ощущения, фиксирующие состояние внутренних органов (интероцептивные);
— ощущения, отражающие положение нашего тела (проприоцептивные) и характер его движения (кинестетические).
К контактным экстероцептивным ощущениям относятся, например, вкусовые, осязательные ощущения. Зрительные, слуховые, обонятельные являются разновидностью дистантных экстероцептивных ощущений.
Обычно в «чистом» виде отдельные ощущения появляются редко, поскольку раздражители действуют сразу на несколько анализаторов, вызывая целую гамму разнообразных ощущений Примером таких сложных ощущений могут быть вибрационные, температурные, болевые ощущения.
По силе и длительности воздействия выделяют слабые, средние и сильные ощущения, измеряя которые можно судить в целом о чувствительности тех или иных анализаторов к определенным раздражителям, что имеет самое непосредственное отношение к оценке показаний свидетелей относительно того, что и как они слышали, видели и т.д
Чтобы правильно оценивать показания различных участников судопроизводства, необходимо знать об основных закономерностях, свойствах ощущений, которые влияют на формирование показаний. К этим свойствам ощущений необходимо отнести следующие.
Чувствительность анализатора}. Это способность психики отражать свойства предметов, явлений с большей или меньшей точностью. Чувствительность анализатора (зрительного, слухового и т д.) определя-
1 Анализатор — это сенсорная система, с помощью которой осуществляется анализ и синтез раздражителей Анализатор состоит из-рецептора, преобразующего энергию раздражителя в нервный процесс, проводящих путей в виде центростремительных и центробежных нервов, корковых отделов головного мозга, в которых происходит переработка нервных импульсов Подробнее см Петровский А В Введение в психологию М , 1995 С 121
ется минимальной силой стимула, который различает человек, а также минимальной разницей между двумя стимулами, способными вызвать изменения в ощущении.
Минимальная сила раздражителя, способная вызвать ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности, который характеризует уровень абсолютной чувствительности анализатора к раздражителю. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратно пропорциональная зависимость чем ниже порог ощущения, тем выше чувствительность
Наряду с нижним существует верхний абсолютный порог чувствительности, определяемый максимальной силой раздражителя, когда ощущение возникает адекватно действующему раздражителю Дальнейшее увеличение силы раздражителя может вызывать ощущение боли Нижний и верхний пороги определяют зону чувствительности анализатора к соответствующему раздражителю.
Кроме того, существует порог чувствительности к различению (разностный порог), определяемый минимальной величиной различения силы (большей или меньшей) двух раздражителей С возрастанием силы раздражителя величина порога различения (разностный порог) возрастает.
У людей эти пороги чувствительности (нижний, верхний, разностный) индивидуальны В зависимости от возраста и других обстоятельств они меняются Острота чувствительности нарастает с возрастом, достигая максимума к 20—30 годам. На временные отклонения чувствительности от обычной нормы влияют такие факторы, как время суток, посторонние раздражители, психическое состояние, утомление, болезнь, беременность у женщины и т д Оценивая качество ощущений свидетеля, обвиняемого, необходимо также выяснять, не подвергался ли субъект воздействию побочных раздражителей (алкоголя, наркотических или подобных им фармакологических веществ), которые повышают либо резко притупляют чувствительность анализаторов.
Все это следует учитывать при допросе, во время следственного эксперимента, проводимых в целях проверки качества ощущений. Например, исследуя вибрационную чувствительность у подозреваемого в симуляции глухоты, можно довольно просто изобличить его во лжи. Достаточно за спиной «больного» бросить на пол небольшой предмет, чтобы проверить его симулятивное поведение. Действительно больной человек с пораженным слухом с ненарушенной вибрационной чувствительностью отреагирует на этот раздражитель. Симулянт же, если он не знает о развитом вибрационном ощущении глухих, не среагирует на этот раздражитель Разумеется, после такой предварительной пробы подозреваемый должен быть направлен на судебно-психологическую либо комплексную медико-психологическую экспертизу1
Анализируя свидетельские показания, основанные на ощущениях, следует помнить, что в рецепторную деятельность различные искажения могут вноситься подпороговыми раздражителями, которые хотя и не вызывают четких ощущений в силу своей незначительной величины, однако создают, особенно при неоднократном воздействии, очаг возбуждения в коре головного мозга, способный вызывать галлюцинаторные образы, различные ассоциативные связи с ранее зафиксированными ощущениями. Иногда это проявляется в том, что первоначальный образ, какое-то смутное ощущение в последующем трансформируется как бы в реальное явление. Причем такие возникшие ложные образы, нечеткие ощущения бывают настолько стойкими, что начинают влиять на формирование ошибочных представлений И следователю (суду) в подобных случаях приходится быть особенно внимательными, чтобы разобраться в том, что именно соответствует действительности, а что является заблуждением, которое могло повлиять на показания допрашиваемого лица, на принятие им решения совершить какие-либо действия вопреки своим интересам.
На возможные искажения в ощущениях также может оказывать влияние так называемый сенсорный эффект, т.е. тот фоновый шум, который иногда возникает в каком-либо анализаторе Это ощущение сенсорным органом самого себя независимо от того, воздействует на него в данный момент какой-либо раздражитель или нет. Значение сенсорного эффекта возрастает при воздействии раздражителей, имеющих небольшую силу, когда трудно бывает отличить самопроизвольное сенсорное возбуждение анализатора от ощущения какого-либо слабого сигнала. В подобных случаях возникает ситуация перцептивной неопределенности, которая чаще всего предрасполагает к принятию ошибочных решений, особенно в экстремальных ситуациях в системе «человек — машина», встречающихся во время происшествий, связанных с эксплуатацией различных технических устройств, транспортных средств, что особенно необходимо иметь в виду, когда приходится оценивать, насколько психологические качества субъекта соответствовали «требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам» (ч. 2 ст. 28 УК).
Адаптация. Данная закономерность выражается в изменениях чувствительности анализатора под длительным воздействием раздражителя в виде понижения или повышения порога чувствительности В результате адаптации ощущение может полностью исчезать, особенно в процессе
См Кертес И Тактика и психологические основы допроса М, 1965 С 32
продолжительного действия раздражителя. Примерами этого могут служить- адаптация к запаху обонятельного анализатора у человека, длительное время работающего с пахучими веществами; слуховая адаптация к постоянно воздействующим шумам и т д
В некоторых случаях в результате адаптации может наступать притупление остроты ощущений под воздействием сильного раздражителя, например временное снижение чувствительности зрительного анализатора, после того как мы из полутемного помещения попадаем в условия яркой освещенности (световая адаптация) Эти виды адаптации называют негативными, так как они приводят к снижению чувствительности анализаторов. Отрицательное воздействие оказывает адаптация к свету и темноте, особенно в условиях тусклого освещения. В этих условиях у водителей автотранспортных средств увеличивается время реакции, ухудшается локализация движущихся объектов Темновая адаптация приводит к задержке передачи сигнала от затемненного глаза в мозг. Отсрочка в передаче сигнала ведет к тому, что человек видит предмет как бы с некоторым запозданием, что иногда способствует возникновению аварийных ситуаций на дорогах с интенсивным встречным автомобильным движением1.
Однако проявление адаптации не всегда носит отрицательный характер. Нередко чувствительность анализатора в результате адаптации может не только понижаться, но и значительно повышаться Например, так случается при воздействии слабого раздражителя на зрительный анализатор в полутемном помещении (при устойчивости к темновой адаптации) или на слуховой анализатор в условиях полной тишины, когда наш слуховой анализатор начинает фиксировать довольно слабые звуковые сигналы (слуховая адаптация) Иначе говоря, чувствительность анализаторов под воздействием слабых раздражителей повышается, а под действием сильных — снижается
Данную закономерность необходимо учитывать при оценке свидетельских показаний, когда, к примеру, субъект, умышленно стремящийся ввести следователя (суд) в заблуждение, должно утверждает, что он не видел каких-либо объектов, поскольку «было темно». На самом же деле с учетом продолжительности его пребывания в условиях относительной темноты и появления у него темновой адаптации- это может быть и не совсем так Известно, что человек, попавший в затемненную комнату, через 3—5 мин начинает различать проникающий туда свет, видеть предметы Через 20—30 мин он уже достаточно хорошо ориентируется
1 См Грегори Р Л Глаз и мозг Психология зрительного восприятия М, 1970 С 92
в темноте. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность зрительного анализатора к свету за 40 мин в 200 тыс. раз1.
Степень адаптации наших анализаторов различна. Высока адаптируемость у обонятельных, тактильных анализаторов. Несколько медленнее адаптируются вкусовые, зрительные ощущения.
^ Взаимодействие ощущений. В повседневной жизни на наши рецепторы воздействует масса раздражителей, под влиянием которых мы постоянно испытываем различные ощущения В результате взаимодействия разных ощущений чувствительность анализаторов изменяется, либо возрастает, либо снижается. Этот механизм взаимодействия ощущений может влиять на полноту и объективность свидетельских показаний, на качество следственного эксперимента Например, в условиях воздействия очень сильного шума авиационного мотора световая чувствительность сумеречного зрения может падать до 20% своего прежнего уровня2 Также значительно понижается зрительная чувствительность при воздействии на обонятельный рецептор неприятного запаха. Последнее обстоятельство следует иметь в виду при осмотре места происшествия, трупа со значительными трупными изменениями, во время эксгумации В подобных случаях приходится прилагать дополнительные усилия к выполнению на должном уровне всего объема работы, чаще делая в этих целях перерывы.
Общая закономерность подобных явлений состоит в том, что слабые раздражители одной анализаторной системы повышают чувствительность других анализаторов при взаимодействии ощущений, а сильные — понижают ее. Это явление называется сенсибилизацией.
Кроме того, в процессе взаимодействия ощущений под влиянием одного раздражителя могут появляться ощущения иной модальности, характерные для другого раздражителя, не воздействующего в данный момент на анализатор Данное явление получило название синестезия. Например, у некоторых лиц под воздействием звуковых раздражителей могут возникать яркие зрительные образы, различные вкусовые ощущения и т.д.
При взаимодействии ощущений также может иметь место явление, называемое контрастом ощущений Это происходит в тех случаях, когда один и тот же раздражитель ощущается анализатором в зависимости от качественных характеристик другого раздражителя, действовавшего на этот же анализатор одновременно с ним или последовательно (например, последовательный контраст вкусовых ощущений). Иногда
1 См Общая психология / Под ред В В Богословского и др М , 1981 С 187
2 См Кравков С В Взаимодействие органов чувств М, Л, 1948 С 17
контрастные явления приводят к ошибкам в ощущениях, а следовательно, и в свидетельских показаниях.
Последовательные образы. Нередко при длительном воздействии на анализатор раздражитель продолжает ощущаться даже после того, как он прекратил свое действие. Какое-то время человек его еще «видит», «слышит» и т д. Эти ощущения в виде последовательных образов имеют значение при оценке решений, принимаемых в экстремальных условиях. Стимуляция сетчатки зрительного рецептора яркими вспышками света иногда доходит до того, что начинает вызывать неприятные ощущения, приводящие к головной боли и тошноте1
Знание данной закономерности может пригодиться, например, при оценке действий водителя, не справившегося с управлением машины в темное время суток в условиях интенсивного встречного движения транспорта.
Пространственная локализация раздражителя. Пространственная рецепция осуществляется с помощью дистантных анализаторов, ощущающих сигнал на расстоянии Обычно в этом процессе участвует несколько анализаторов с подключением контактных рецепторов. В некоторых случаях возможны искажения в результате взаимодействия ощущений, особенно под влиянием анализатора ведущей модальности. На точность пространственной локализации раздражителя в значительной степени может влиять положение тела, головы.
Каждый человек имеет свой индивидуальный уровень развития чувствительности, определенные качественные характеристики анализаторных систем, составляющие сенсорную организацию его личности. Существенное влияние на работу органов чувств оказывает тип нервной системы субъекта. Люди с сильной нервной системой обнаруживают большую выносливость и устойчивость, чем люди со слабой' нервной системой, однако последние наделены большей чувствительностью. Изменяя интересы, установки субъекта с помощью аутотренинга, речевой инструкции, меняющей значимость раздражителя путем придания ему важного «сигнального» значения, можно добиваться повышения или понижения чувствительности того или иного рецептора, подчинять ее целям и задачам деятельности.
Болезненные органические ощущения оказывают отрицательное влияние на функционирование различных рецепторов, снижают уровень их чувствительности, что отражается в целом на всей деятельности юриста. В качестве примера можно привести выдержку из служебной
1 См Грегори Р Л Указ соч С 123—124
характеристики на одного молодого следователя, в которой отмечалось, что наблюдающееся у него
«повышенное внимание к болезненным ощущениям, развитая на этой почве мнительность в отношении своего здоровья отрицательно влияют на его служебную деятельность, мешают ему выдерживать связанные с работой физические и психологические перегрузки»
Безусловно, профессиональная деятельность предъявляет повышенные требования к сенсорной организации сотрудников правоохранительных органов Поэтому юристам, особенно прокурорско-следственным работникам, желательно уметь управлять своими ощущениями, в необходимых случаях стимулируя положительные и волевыми усилиями нейтрализуя воздействие на пгихику отрицательных ощущении.
2. Восприятие. Более совершенной формой отражения по сравнению с ощущениями являются восприятия
Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений во всей Совокупности их свойств и признаков при непосредственном воздействии этих объектов на органы чувств.
В ходе восприятия в сознании человека возникает целостный образ различных предметов, событий Знание закономерностей процессов восприятия помогает лучше понимать механизм формирования свидетельских показаний, выявлять психологические истоки ошибок следователя, суда и на этой основе давать рекомендации по повышению эффективности их профессиональной деятельности
В зависимости от ведущей роли того или иного анализатора можно назвать следующие виды восприятия: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кинестетические
Исходя из организации процессов восприятия выделяют произвольное (преднамеренное) и непроизвольное восприятие. Как правило, наиболее эффективно произвольное восприятие, называемое также наблюдением. Юристу следует вырабатывать в себе такое производное от данного вида восприятия качество, как наблюдательность
К свойствам и закономерностям восприятия относятся следующие.
Предметность, целостность, структурность восприятия. В повседневной жизни человека окружают разнообразные явления, предметы, наделенные различными свойствами. Воспринимая их, мы изучаем их в целом Такое восприятие оказывает регулирующее воздействие на познавательную деятельность человека, на развитие его перцептивных способностей
Наглядно проявление данной закономерности перцептивной деятельности можно проследить при рассматривании рис 4 1. Пятна, не связан-
ные контуром, тем не менее создают образ собаки (см. рис.4.1, а) Причем мы отличаем пятна на теле собаки от сходных пятен фона. И даже в тех случаях, когда пятно вообще не является изображением конкретного предмета, наше сознание стремится найти в нем сходство с каким-то объектом, наделить его некоторой предметностью, как это, например, имеет место при рассматривании совершенно бесформенных пятен теста Г. Роршаха (см. рис. 4 1,6), напоминающих то летучую мышь, то какую-то бабочку и т.д. В зависимости от особенностей восприятия, личного опыта человека у него подсознательно часто происходит своеобразный перебор признаков пятна. Наконец, среди них выделяются ведущие признаки и в конце концов в зависимости от воображения делается вывод, что пятно, к примеру, напоминает какой-то предмет, например бабочку, летучую мышь и т д.
Рис 4 1 Стимульныи материал из текста Г Роршаха, выявляющий такие закономерности восприятия, как предметность, целостность, структурность
формируемых в сознании образов
Все это, может быть, выглядело бы как просто развлекательные опыты, если бы в жизни, в более сложных условиях практической деятельности не проявлялись те же самые закономерности восприятия. Например, следователь, осмотрев труп со смертельными повреждениями головы, должен исследовать и орудие убийства, изъятое у подозреваемого, выявить на изъятом предмете основные, ведущие признаки, выделяющие его в качестве орудия убийства, с помощью которого причинена строго определенной конфигурации черепно-мозговая травма. И если следователь видит среди ведущих признаков совсем не те или вовсе не замечает нужные из них, то И результат его поисков будет отрицательным: на орудии преступления не будут обнаружены микроследы-наложения, т е. те признаки, на основании которых можно будет доказать причастность подозреваемого лица к совершенному преступлению. Эту, казалось бы, простую истину, наглядно иллюстрирующую перцептивные истоки некоторых профессиональных ошибок следователя, не следует забывать. На данную закономерность восприятия обращал внимание известный французский психолог Ж. Пиаже, который писал, что «восприятие осуществляется не путем копирования или точного измерения, а как бы уподобляется процессу отбора, при котором запечатлеваются не все точки или микросегменты фигуры, а лишь те, на которые пал выбор; в этом случае выбранные элементы или микроэлементы, т.е. те, которым было отдано предпочтение, будут переоцениваться в сравнении со всеми остальными»1.
В отличие от ощущений в результате восприятия складывается целостный образ предмета, явления, в том числе и такого сложного, как преступление. В силу .этой закономерности человек обычно при недостатке информации стремится сам восполнить недостающие элементы воспринятого объекта, что иногда приводит к ошибочным суждениям. Поэтому при допросе свидетелей нужно выяснять не только, чтоб они видели, слышали, но и на чем основаны их утверждения о тех или иных свойствах воспринятого ими объекта.
Активность восприятия. Обычно процесс отбора, синтеза признаков предмета носит избирательный, целенаправленный поисковый характер. В этом процессе действует активное организующее начало, подчиняющее себе весь ход познания. Проникая в изучаемое явление, мы по-разному группируем его сенсорные свойства, выделяем необходимые связи. Это придает преднамеренный, активный характер восприятию. Активность восприятия выражается в участии эффекторных (двигательных) компонентов анализаторов: движение руки при осязании, движение зрачков глаз, перемещение тела в пространстве относительно изучаемого предмета познания. При восприятии знакомых предметов перцептивный процесс может быть в той или иной мере свернут.
Осмысленность восприятия. Восприятие у человека тесно связано с его мышлением, поскольку перцептивные образы нередко имеют разное смысловое значение. Мы не только воспринимаем, но и одновременно с этим изучаем предмет познания, пытаемся найти объяснение его сущности. «Сознательно воспринять предмет — это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове»2.
Осмысленный характер воспринимаемых образов можно проиллюстрировать графическими рисунками, на которых обычно изображаются
1Фресс П., Пиаже Ж Экспериментальная психология Вып VI М.1978 С. 21
2Петровский А В Указ соч С 141
так называемые неоднозначные (двойственные) фигуры, создающие своеобразный эффект «стереографической двусмысленности, вызывающие у нас впечатление объема, благодаря чему двухмерное плоскостное изображение превращается в трехмерный объект Например, в зависимости от того, как осмысливается фигура (рис 4 2), как она воспринимается нами, мы по своему желанию видим попеременно то лестницу, спускающуюся слева направо вниз, то уступчатый карниз, поднимающийся вверх справа налево И хотя в том и другом случае проекция изображения на сетчатке глаза остается неизменной, мы видим попеременно два совершенно различных объемных объекта, имеющих чисто внешнее контурное сходство.
Рис 4 2 Лестница Шредера демонстрирует нам своего рода зрительную инверсию когда мы попеременно видим то лестницу то справа уступчатый карниз
Хорошо прослеживается активная роль нашего мышления при рассматривании изображения фигуры на рис 4 3, известной как куб Некке-ра (по имени исландского ученого, в 1832 г описавшего свойства этой фигуры) Небольшим волевым усилием можно произвольно «переворачивать» этот куб в пространстве, попеременно меняя положение его ближней и дальней от нас вертикальной плоскости
Благодаря активной роли нашего мышления, диктующего, что нужно нам видеть, мы начинаем избирательно реагировать именно на те визуальные стимулы, на основе которых и создается определенный, «нужный» нам предметный образ, отличающийся от других перцептивных образов Таким образом, осмысленный, избирательный перцептивный процесс приводит нас к тому, что образ восприятия переходит в образ сознания (в том числе, как нередко случается, и в ошибочный образ), под воздействием которого мы оказываемся в дальнейшем, к сожалению, и тогда, когда благодаря этому совершаем досадные промахи и ошибки в познавательной деятельности
Рис 4 3 Известный куб Неккера Чередующаяся визуальная ориентация куба
(а) в пространстве такова, что она допускает одновременно как бы два варианта его
положения (б и s), что на самом деле нереально, хотя субъективно происходит именно
так, как в зависимости от того, мы хотим видеть эту фигуру Не так ли происходит и в жизни, как с этим кубом — тем более когда одно и то же видят разные люди да еще с
разных точек зрения?
Активная роль мышления в процессах восприятия дала основание английскому психологу Р.Л Грегори, посвятившему многие годы изучению закономерностей зрительного восприятия, образно назвать наш зрительный анализатор «разумным глазом», подчеркнув неразрывную связь зрительного восприятия с мышлением, обратив внимание на регуляцию перцептивной деятельности мыслительными процессами «Восприятие, — писал он, — своего рода мышление. И в восприятии, как и в любом виде мышления, достаточно своих неоднозначностей, парадоксов, искажений и неопределенностей Они водят за нос даже самый разумный глаз, поскольку именно они являются причинами ошибок (и сигналами ошибок) как в наиболее конкретном, так и в наиболее абстрактном мышлении»1
Благодаря такому механизму восприятия человек нередко, даже не осознавая этого, видит то, что хочет видеть, а не то, что объективно есть на самом деле. Этим свойством восприятия можно в ряде случаев объяснить многие изъяны поисковой деятельности следователя во время осмотра места происшествия, когда он «видит» далеко не все то, что необходимо для установления истины Это подтверждает и проведенный нами анализ нераскрытых дел, связанных с убийствами. Одна из причин
1Грегори Р Л Указ соч С 68
того, что некоторые тяжкие преступления оказываются нераскрытыми, лежит именно в отсутствии должной перцептивной организации зрения, в психологической неподготовленности следователя к такому многоплановому восприятию, каким является восприятие обстановки места происшествия.
Существенной стороной осмысленности дерцептивной деятельности является вербализация воспринятого. «Процесс восприятия предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне, в его состав всегда входит высший уровень психической деятельности, в частности речь»1
Вербализация увиденного обостряет наше восприятие, помогает выделить существенные признаки, их отношения. Пожалуй, нет лучшего способа увидеть объект, чем заставить себя воспроизвести его, используя различные способы При этом велико значение не только монологической внутренней или устной, но и письменной речи Вот почему требование законодателя о протоколировании следственных действий, рекомендации криминалистики об изготовлении слепков и оттисков следов, вычерчивании планов и схем имеют под собой не только криминалистическую, но и психологическую основу.
Практика убедительно подтверждает: посредственное качество протокола осмотра места происшествия, как правило, свидетельствует о поверхностной познавательной деятельности следователя. Таким образом, уже на начальном перцептивном уровне нередко создаются предпосылки для возникновения в последующем очень серьезных осложнений по делу2.
Организация поля восприятия. Существенную роль в познавательной деятельности играет также организация поля восприятия, благодаря чему отдельные элементы объединяются в единое целое и в результате возникает целостный образ изучаемого объекта.
Человек всегда стремится организовать поле восприятия таким образом, чтобы видеть тот или иной образ, связанный с его прежними представлениями, некоторыми знакомыми ему предметами, с определенными личными предпочтениями, установками. Иногда это приводит к воссозданию некоего синтетического образа, далеко не соответствующего, особенно в деталях, тому реальному предмету, который воспринимается.
Активное мыслительное организующее начало перцептивного процесса особенно легко выявляется при рассматривании рис. 4.4. Небольшим усилием можно произвольно различным образом группировать зри-
1ЛурияАР Ощущения и восприятия С 47
2 К этому мы еще вернемся, когда будем говорить о психологии осмотра места происшествия
тельную информацию, переходя от одного варианта к другому, выявляя хотя и простейшие, но различные образы: группировки из четырех квадратов, из девяти, крест из двух рядов квадратов, рассекающий поле по вертикали и горизонтали, при том что проекция данного чередования квадратов на сетчатке глаза нисколько не меняется.
Тенденция к мысленной организации зрительного поля положена в основу разработанной в криминалистике методики использования идентификационного комплекта рисунков для получения собирательных рисованных портретов разыскиваемых лиц по показаниям свидетелей с использованием различных фрагментов человеческого лица.
Рис 4 4 Демонстрация влияния организации поля восприятия на возникающие
в сознании образы
Апперцепция. Данное свойство проявляется в особой зависимости восприятия от содержания психической жизни человека, особенностей его личности, опыта, знаний, интересов. В течение жизни человек постоянно подвергается воздействию различных стимулов (раздражителей). Постепенно у него накапливается определенный перцептивный опыт взаимодействия с ними, а также предметный, интеллектуальный опыт определения (узнавания) количественных и качественных характеристик различных раздражителей, своего рода банк перцептивных гипотез, позволяющий ему быстро реагировать на действия всевозможных стимулов, своевременно выбирая из этого, условно говоря, банка ту из гипотез, которая более всего соответствует качественным характеристикам очередного стимула. С обогащением перцептивного опыта процесс определения характера раздражителя и выработки реакции на него с последующим принятием решения приобретает все более свернутый характер И чем богаче такой опыт, чем разнообразнее накопленные перцептивные гипотезы, тем быстрее происходит восприятие и опознание стимула.
Простейшим наглядным примером смены перцептивных гипотез в процессе восприятия является чередование зрительных образов, когда мы рассматриваем двойственные фигуры — графические рисунки с так называемой пиктографической двусмысленностью (рис. 4.5). В первом случае это известный рисунок В.Е. Хилла «Моя жена и теща», на котором попеременно видятся то пожилая, то молодая женщины; на втором рисунке — то лицо индейца, то фигура мальчика-эскимоса в зимней одежде.
Рис 4.5 Примеры пиктографической двусмысленности
Перцептивные гипотезы могут приобретать чувственную форму, и тогда мы видим не столько объект, сколько саму перцептивную гипотезу в виде того или иного образа-представления. Не этим ли психологическим феноменом объясняются те очевидные ошибки, когда следователь «видит» на месте происшествия не убийство, а самоубийство, хотя фактически материальная обстановка противоречит такому «видению»?
^ Константность восприятия. Данное свойство восприятия состоит в способности перцептивной системы отражать объекты с определенным, близким к реальному постоянством их формы, величины, цвета и т.д., независимо от условий, в которых это происходит. Например, под каким бы ракурсом мы ни смотрели на тарелку, независимо от ее проекции на сетчатку глаза в виде круга или сбоку в виде эллипса, она все равно воспринимается круглой. Белый лист бумаги и при ярком свете, и в условиях пониженной освещенности воспринимается белым.
Константность восприятия вырабатывается в процессе приобретения человеком жизненного, профессионального опыта. Она является необходимым условием его жизнедеятельности, обладая механизмом обратной связи, с помощью которого перцептивная система постоянно подстраивается к нужному объекту и условиям его восприятия. Однако константность сохраняется лишь до определенных пределов. При резком изменении освещения, при воздействии на воспринимаемый предмет контрастного по цвету фона константность может нарушаться и это, в свою очередь, может приводить к отдельным ошибкам в свидетельских показаниях.
Разрушающее воздействие на константность может оказывать состояние психической напряженности. Поэтому, допрашивая свидетеля, целесообразно выяснить не только особенности воспринятого им объекта, т.е. что он видел, слышал, но и его состояние, а также условия, в которых протекала его перцептивная деятельность, и только после этого следует давать оценку его утверждениям о форме, величине, цвете и других свойствах того или иного предмета.
Иллюзии. Искажение воспринятых предметов является одной из наиболее интересных проблем, с которой может сталкиваться следователь во время проведения следственных действий, в процессе оценки показаний лиц, свидетельствующих о каких-то событиях, и т.п. Поскольку значительное количество информации участники уголовного судопроизводства получают с помощью зрительного анализатора, наибольшую актуальность приобретают оптические иллюзии. Мы часто сталкиваемся с ними в повседневной жизни, но не обращаем на них внимание. Например луна нередко нам кажется большей по размеру, когда она над горизонтом, по сравнению с тем, когда она находится высоко в небе.
Причины оптических иллюзий носят как объективный, так и субъективный характер. К объективным предпосылкам появления иллюзий относятся: отсутствие контрастности между предметом и фоном, эффект иррадиации, приводящий к тому, что светлые предметы выглядят большими по сравнению с такими же по размеру темными предметами и т.д. Например, белый квадрат на черном фоне кажется большим, чем такой же квадрат, но на белом фоне (рис. 4.6, а). Совершенно одинаковые по диаметру круги, обрамленные разными по диаметру кружками, кажутся разными (рис. 4.6, б). Параллельные линии, пересеченные линиями, пересекающимися в центре, воспринимаются непараллельными (рис. 4.6,в). Таких примеров множество.
К причинам субъективного характера, способствующим появлению иллюзий, следует отнести адаптацию, утомление рецеп
|
|