Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 18.05.2024, 19:19
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2014 » Март » 14 » Тематический апперцептивный тест (ТАТ)
17:32
 

Тематический апперцептивный тест (ТАТ)

Тематический апперцептивный тест (ТАТ). Данный тест явля­ется одним из распространенных невербальных проективных методов исследования личности

В психологии апперцепция — это свойство, закономерность воспри­ятия, проявляющаяся в зависимости от прошлого опыта человека, его психической жизни, индивидуально-психологических особенностей лич­ности

Впервые ТАТ был описан в 1935 г. американским психологом-клини­цистом Г Мерреем и применен для изучения фантазий В настоящее время в юридической практике тест применяется чаще всего, когда перед экспертом-психологом ставится вопрос о том, какими индивидуально-психологическими особенностями характеризуется личность обвиняе­мого (подсудимого и т д ), о его мотивационной сфере, ведущих потреб­ностях, движущих силах его поступков, побуждениях, толкнувших его на противоправный путь С помощью ТАТ выявляются причины рас­стройств процессов смыслообразования, появления внутренних кон­фликтов, психосоматических заболеваний, неврозов, психотических расстройств

Материалы ТАТ включают в себя 30 стандартных таблиц с изображе­нием на них достаточно неопределенных картин с человеческими фигу­рами Причем чувства и действия этих персонажей выражены с различ­ной степенью ясности, что допускает большую свободу и разнообразие их интерпретаций На некоторых таблицах имеются сюжеты, специально рассчитанные на то, чтобы вызывать у испытуемого фантазии депрессив­ного, суицидального либо, напротив, агрессивного характера, выявлять сексуальные, семейные конфликты и т д.

При предъявлении таблиц испытуемому предлагается по каждой изо­браженной на них картинке придумать рассказ, в котором нашло бы отражение то, что думают и чувствуют ее персонажи, чего они хотят, к чему стремятся, что привело их к тому, что изображено, и чем все это для них окончится. При этом психолог побуждает испытуемого дать волю своей фантазии. Процедура тестирования, ответы испытуемого, паузы, интонации, мимические и другие реакции испытуемого фиксируются

Психолог, применяющий ТАТ, помимо знаний психологии в объеме полученного им высшего образования, должен еще иметь и соответст­вующую подготовку, опыт работы с данным методом Кроме того, следует

также иметь в виду, что данный тест целесообразно применять в сово­купности с другими методами, например из группы анкетных личностных методик (16-ФЛО, MMPI и др )

В качестве иллюстрации того, какую помощь может оказать ТАТ эксперту-психологу, проводящему судебно-психологическую эксперти­зу по делу, в конечном итоге — правоохранительным органам в установ­лении истины, можно привести один пример из следственной практики Некто С с целью избавиться от своей семьи и от соответствующих али­ментных обязательств совершил убийство жены, двоих детей и родите­лей жены Будучи изобличенным в этом убийстве, С заявил, что содеян­ному им преступлению предшествовала ночная ссора с женой, во время которой та якобы обвиняла его в супружеской неверности, оскорбляла словами, унижающими его мужское достоинство Под воздействием этих тяжких для него оскорблений, как пояснил С , он почувствовал признаки аффективного возбуждения, схватил топор и нанес им смертельные удары жене, затем ее спящим родителям и своим детям

Вот дословно как объяснил происшедшее виновный

«В постели между мной и женой по поводу наших интимных отношении возникла ссора перешедшая во взаимные оскорбления Под воздействием ее оскорблений в свой адрес я вскочил с кровати в каком то непонятном состоянии В этот момент у меня выклю­чилось из памяти, что я сделал, как схватил топор Помню только что стою с топором, а что-то красное расползается вокруг головы Светланы Я понял, что произошло что-то ужасное Я был как в'тумане Не отдавая отчета, но руководствуясь возникшим страхом, я оказался в комнате тестя Он не то сидел не то вставал с постели Я сходу нанес ему удар топором куда то в область шеи Сколько я нанес ему ударов, не помню Работал как автомат В таком же диком состоянии я вошел в комнату где лежала теща » и т д '

Для_ того чтобы разоблачить надуманные преступником объяснения, досконально исследовать истинное содержание его мотивационной сферы, характерологические особенности его личности, установить под­линные мотивы убийства и доказать его вину в полном объеме, по делу была проведена комплексная судебная психолого-психиатрическая экс­пертиза В ходе обследования обвиняемого экспертом-психологом ис­пользовались разнообразные психодиагностические тестовые методики, в том числе и тематический апперцептивный тест В этой связи уместно привести выдержки из заключения комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы из материалов уголовного дела С.2

1 Здесь и далее материалы уголовного дела цитируются без внесения каких либо стилистических исправлении

Авторами психологической части экспертизы являются руководитель отдела меди­цинской психологии Научно исследовательского психоневрологического института им В М Бехтерева проф И М Тонконогий, научный сотрудник И Н Гильяшева

«По проективной личностной методике ТАТ у испытуемого выступают ориентирован­ность на признание и успех, властолюбие, практицизм, высокий уровень притязаний. Благоприятное развитие и исход получают темы, связанные с работой, личными достиже­ниями. В темах, связанных с межличностными отношениями семейного характера и осо­бенно отношениями с противоположным полом, исход неопределенный или неблагоприят­ный, .. отчетливо выступают конфликты и трудности, эгоцентрическая позиция испытуе-

Испытуемому были предъявлены таблицы (дается перечень предъяв­ленных таблиц и объяснения к ним С.). Например:

«Таблица 13М (рис 3.2). По мнению испытуемого, на ней изображен момент нервного расстройства, ревности, нервного возбуждения Мужчина совершил преступление, на­сколько я понял, он задушил свою жену или любовницу. Ну, теперь он осознал, что натворил, и переживает. Это видно по его отчаянной позе, состоянию, у испытуемого звучат темы вины, раскаяния. Однако депрессивный фон при этом у tfero не является по-настоящему глубоким, т.е. эти темы вызываются легко и носят несколько внешний и даже показной характер»

В качестве вывода по результатам применения ТАТ эксперты констатировали «Таким образом, личность испытуемого выступает как внутренне дисгармоничная, с высокой тен­денцией к самоутверждению, успеху, властолюбивая, агрессивная, с высоким, но недоста­точным внешним социальным контролем, с зоной конфликтов в области межличностных отношений, особенно с лицами противоположного пола. Его отношения с людьми холодно рационалистичны и лишены внутренней свободы и непосредственности, стиль их опреде­ляется жесткой авторитарностью и властностью».

Отмеченные в акте экспертизы особенности характера С. (замкну­тость, эмоциональная холодность, подозрительность, жесткая автори­тарность при внутренней эмоциональной нестабильности, неудовлетво­ренности с тенденцией в сложных конфликтных ситуациях обвинять других, эгоцентризм и эгоизм) во многом помогли суду понять психоло­гические причины совершенного им преступления, разобраться в его мотивационной сфере, исключить всякие сомнения относительно состо­яния аффекта при совершении убийства, что было особенно важно по данному делу.

^ Методика чернильных пятен Роршаха. Тест создан швейцар­ским психиатром Г. Роршахом в 1921 г. для исследования.личности в целом. Материал данного проективного невербального теста состоит из десяти стандартных таблиц, выполненных в виде двусторонних симмет­рично расположенных пятен в серо-черных, черно-красных и пастельных тонах в результате складывания листа, на который попал краситель, пополам. Предъявляя испытуемому таблицы с пятнами, психолог просит рассказать его, что он видит, на что может быть похоже пятно. Рассмат­ривая пятно, испытуемый должен проинтерпретировать его изображе­ние как имеющее какое-то определенное содержание.



Рис. 3.2. Таблица 13Мтематическогоапперцептноготеста, предъявленная С. входе психологического обследования его личности экспертом-психологом

Экспериментируя, Г. Роршах выделил два основных типа испытуе­мых. Оказалось, что одни из них более склонны воспринимать пятна в виде образов людей, животных, предметов, находящихся как бы в движе­нии (так называемый двигательный тип восприятия); другие же испытуе­мые отмечают цветовой аспект («цветовой» тип восприятия).

Тип восприятия или переживаний воспринимаемых образов, по Г. Роршаху, помогает раскрыть особенности эмоциональной, познава­тельной, интеллектуальной сферы, стиль межличностных отношений человека.

^ Метод цветовых выборов М. Люшера — МЦВ (с использовани­ем восьмицветового ряда). Тест, разработанный швейцарским психиат­ром М. Люшером, относится также к классу проективных невербальных методик, предназначенных в первую очередь для изучения неосознавае­мых субъектом тенденций, личностных особенностей, мотивации, психи­ческого состояния, настроения, которые проявляются в работе испытуе­мого с предлагаемым ему стимульным материалом1. Данная методика,

1^ Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера: Методическое руководство. М., 199Q.

как и выше описанные проективные тесты, исключает мотивационные искажения, влияние культурно-образовательных факторов на поведение обследуемого во время тестирования.

При создании теста в его основу была положена теория восприятия цвета М. Люшера, согласно которой существует тесная ассоциативная взаимосвязь между цветовыми предпочтениями человека и его актуаль­ным психическим состоянием, мотивационно-потребностной сферой, не­которыми характерологическими, личностными особенностями.

Данный тест также широко применяется в ходе проведения судебно-психологической экспертизы, при профессиональном психологичес­ком отборе в правоохранительных органах, для оценки актуального психического состояния обследуемого в момент тестирования, его ин­дивидуально-психологических особенностей. Сопоставление получае­мых результатов с помощью цветового теста Люшера с данными по тестам СМИЛ, 16-ФЛО и других позволяет более глубоко и всесторон­не изучить личностные особенности испытуемого, определить степень совпадения осознаваемых и неосознаваемых им тенденций, оценить уровень его эмоционально-волевого самоконтроля во время обследо­вания.

Среди вербальных проективных психологических тестов, чаще дру­гих встречающихся в актах судебно-психологической экспертизы по уго­ловным делам, прежде всего можно назвать следующие методики.

^ Методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга. Впервые она появилась в 1944 г. под названием теста рисуночной ассоциации. Тест предназначался для измерения фрустрационной толе­рантности, т.е. способности человека переносить состояние психичес­кой напряженности, вызванное непреодолимыми трудностями на пути к достижению поставленной цели1.

Тест позволяет выявлять фрустрационную толерантность субъекта, стереотипы эмоционального реагирования, модальность его эмоций раз­дражения, гнева в условиях межличностных конфликтных отношений, трудностей, возникающих в разнообразных жизненных ситуациях, и благодаря этому дает возможность прогнозировать поведение чело­века2.

Стимульным материалом теста являются 24 стандартные карточки со схематическими контурными рисунками двух-трех людей, один из кото-

1 Подробно понятие фрустрации рассматривается в гл. 5 учебника

2 Здесь и далее материал излагается по методическому пособию. См.: Тарабрина Н.В. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций. Л., 1984, см. также: Тарабрина Н.В. Методика изучения фрустрационных реакций // Ино­странная психология. 1994. Т 2. № 2(4). С. 68.

рых обращается к другому (рис. 3.3). Испытуемому предлагается отве­тить на обращение одного из участников диалога первыми пришедшими ему в голову словами.

Каждый ответ испытуемого оценивается по двум критериям: по наг правленности реакции отвечающего и типу его реагирования. Благодаря этому ответы испытуемого выявляют устойчивые характеристики его фрустрационных реакций, направленных либо на окружающую его среду в виде различных требований к ней, либо на самого себя в качестве виновника происходящего, либо нейтральных по своему содержанию и форме выражения.



Рис. 3 3. Примеры межличностных конфликтных ситуаций, вызывающих фрустрацию (из теста С. Розенцвейга): а — ситуация «обвинения», б — ситуация «препятствия»

С этой точки зрения реакции по направленности делятся на экстра-пунитивные (внешнеобвиняющие), инропунитивные (самообвиняю­щие) и импунитивные (малозначащие, нейтральные).

По типу реакции подразделяются на реакции с «фиксацией на препят­ствии», с «фиксацией на самозащите» и с «фиксацией на удовлетворении потребности».

В ситуациях «препятствия» (см. рис. 3, б) реакция субъекта обычно направлена на «фрустрирующую личность». В ситуациях «обвинения» реакция испытуемого чаще является выражением протеста, отвержения обвинения или упрека и выступает в качестве настойчивого самооправ­дания.

После того как все ответы подсчитаны и проанализированы, опреде­ляется показатель, названный «степенью социальной адаптации», кото­рый затем переводится в проценты. Количественная величина социальной адаптивности рассматривается в качестве меры индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению. Каждому челове­ку присущ определенный «профиль фрустрационных реакций», оценивая который можно прогнозировать наиболее вероятное поведение испытуе­мого в стрессогенных, конфликтных ситуациях,

По данным Н В. Тарабриной, лица, отличающиеся высокой степенью социальной адаптации, например летчики, имеют среднее значение дан­ного показателя на уровне 60—65% (для сравнения, невротики — 48% и ниже). У лиц со сниженным уровнем социальной адаптации в кон­фликтных ситуациях доминируют реакции экстрапунитивной (внешне-обвиняющей) направленности с «фиксацией на препятствии», что свиде­тельствует об отсутствии у них способности адекватно оценивать окру­жающую обстановку, их повышенной требовательности к окружающим по сравнению со сниженной требовательностью к себе, о неумении в целом разрешать конфликты.

Результаты применения данной методики могут быть особенно полез­ны при проведении судебно-психологической экспертизы в ходе рассле­дования преступлений против жизни и здоровья, чести и достоинства граждан, поскольку помогают лучше понять причины неадекватно агрес­сивного поведения человека, мотивы его необъяснимого с точки зрения здравого смысла жестокого поведения.

^ Методика незаконченных предложений. Данная методика также широко применяется в экспертной практике, поскольку позволяет исследовать мотивационную сферу личности, отдельные свойства, уста­новки, ценностные ориентации испытуемого, уровень его притязаний и другие особенности в зависимости от того, какие слова или незавершен­ные предложения включены в методику

Незавершенные предложения формулируются таким образом, чтобы спровоцировать испытуемого на ответы, относящиеся к исследуемым свойствам личности. Методика считается достаточно информативной, поскольку допускает большое разнообразие ответов. В экспертной прак­тике встречаются различные варианты данной методики Так, широко применяется методика из 60 незавершенных предложений, которые рас­пределяются на 15 групп, каждая из которых включает четыре незакон­ченных предложения, предназначенных для выяснения отношений испы­туемого к родителям, лицам противоположного пола, к окружающим людям и т.д. Например: «Думаю, что мой отец редко...», «Если все против меня...», «Если бы я занимал руководящий пост...», «Знаю, что глупо, но боюсь...», «Когда мне начинает не везти, я...» и т.д. Результаты тестиро­вания, полученные с помощью данной методики, доступны не только качественному, но и количественному анализу.

Безусловно, приведенные выше в качестве иллюстраций тестовые методики не исчерпывают все их многообразие. Однако они дают неко­торые представление о характере работы судебного психолога, привле­каемого к исследованию тех или иных вопросов психологического харак­тера, без которых невозможно квалифицированно принять решение по делу.

Таким образом, мы кратко рассмотрели основные, наиболее распро­страненные психодиагностические тестовые методики, которые встреча­ются в экспертной практике, показали определенные возможности от­дельных методик, о которых нелишне иметь представление юристу, когда приходится оценивать результаты работы специалистов в области судеб­ной психологии, участвующих в судопроизводстве при решении тех или иных вопросов психологического характера, о чем пойдет речь в после­дующих Главах учебника.

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите методы изучения личности, используемые в правоохранительной деятель­ности юристами

2 Раскройте содержание понятия «психодиагностика», что она дает юристу?

3 Что такое тест, каким требованиям он должен отвечать'

4 Какие Вам известны наиболее распространенные тестовые методики, применяемые при проведении судебно-психологической экспертизы в уголовном или гражданском судо­производстве?

5 Что дает применение этих методик*


^ Глава 4 ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, УЧЕТ ИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ЮРИСТОМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Психические познавательные процессы ощущения и восприятия, их роль и значение в профессиональной деятельности юриста Основные свойства и закономерности перцептивных процессов Влияние экстремальных усло­вии, нервно-психических перегрузок на процессы восприятия юридически значимых фактов Память, мышление, воображение Этапы мнемической, мыслительной деятельности, способы активизации памяти, мышления участников судопроизводства Воздействие на память криминогенной об­становки, условий судопроизводства Роль внимания в работе юриста Значение и оценка психических познавательных процессов при решении правовых вопросов


§ 1. Ощущения и восприятия. Их роль и значение в профессиональной деятельности юриста

Как уже отмечалось, одной из содержательных сторон личности яв­ляется подструктура ее психических форм отражения, которая включает психические познавательные процессы, имеющие ярко выраженный ин­дивидуальный характер и в силу этого во многом определяющие личност­ные особенности субъекта К ним прежде всего относятся перцептивные процессы, ощущения, восприятия, с помощью которых человек принима­ет сигналы окружающего мира, отражает свойства, различает признаки вещей, ощущает состояние собственного организма1


1. Ощущения. Простейшей формой психического отражения явля­ются ощущения. Ощущение — это элементарный психический по­знавательный процесс непосредственного отражения отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также состо­яния собственного организма человеком.

В ощущениях проявляются познавательные, эмоциональные и регуляторные функции психики. Ощущения всегда эмоционально окрашены, поскольку связаны с жизнедеятельностью организма, сигнализируя че­ловеку о характере и силе воздействий. Ощущения не только связывают нас с внешним миром, являются основным источником познания, но и выступают основным условием нашего психического развития Напри-

1Лурия А Р Ощущения и восприятие Материалы к курсу лекций по общей психоло­гии М.1975 С 5

мер, в искусственно создаваемых условиях сенсорной изоляции, лишаю­щей субъекта ощущений, его Психическая жизнь, сознание существенно нарушаются, вследствие чего могут появляться галлюцинации, навязчи­вые идеи и другие расстройства психики.

В настоящее время известно большое количество разнообразных видов ощущений.

— ощущения, отражающие свойства предметов, явлений внешней среды (экстероцептивные) в результате воздействия раздражителя, дей­ствующего непосредственно на анализатор (контактные) или на рассто­янии от него (дистантные);

— ощущения, фиксирующие состояние внутренних органов (интероцептивные);

— ощущения, отражающие положение нашего тела (проприоцептивные) и характер его движения (кинестетические).

К контактным экстероцептивным ощущениям относятся, например, вкусовые, осязательные ощущения. Зрительные, слуховые, обонятель­ные являются разновидностью дистантных экстероцептивных ощу­щений.

Обычно в «чистом» виде отдельные ощущения появляются редко, поскольку раздражители действуют сразу на несколько анализаторов, вызывая целую гамму разнообразных ощущений Примером таких слож­ных ощущений могут быть вибрационные, температурные, болевые ощу­щения.

По силе и длительности воздействия выделяют слабые, средние и сильные ощущения, измеряя которые можно судить в целом о чувстви­тельности тех или иных анализаторов к определенным раздражителям, что имеет самое непосредственное отношение к оценке показаний свиде­телей относительно того, что и как они слышали, видели и т.д

Чтобы правильно оценивать показания различных участников судо­производства, необходимо знать об основных закономерностях, свойст­вах ощущений, которые влияют на формирование показаний. К этим свойствам ощущений необходимо отнести следующие.

Чувствительность анализатора}. Это способность психики отра­жать свойства предметов, явлений с большей или меньшей точностью. Чувствительность анализатора (зрительного, слухового и т д.) определя-

1 Анализатор — это сенсорная система, с помощью которой осуществляется анализ и синтез раздражителей Анализатор состоит из-рецептора, преобразующего энергию раз­дражителя в нервный процесс, проводящих путей в виде центростремительных и центро­бежных нервов, корковых отделов головного мозга, в которых происходит переработка нервных импульсов Подробнее см Петровский А В Введение в психологию М , 1995 С 121

ется минимальной силой стимула, который различает человек, а также минимальной разницей между двумя стимулами, способными вызвать изменения в ощущении.

Минимальная сила раздражителя, способная вызвать ощущение, на­зывается нижним абсолютным порогом чувствительности, который характеризует уровень абсолютной чувствительности анализатора к раз­дражителю. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратно пропорциональная зависимость чем ниже порог ощущения, тем выше чувствительность

Наряду с нижним существует верхний абсолютный порог чувстви­тельности, определяемый максимальной силой раздражителя, когда ощущение возникает адекватно действующему раздражителю Дальней­шее увеличение силы раздражителя может вызывать ощущение боли Нижний и верхний пороги определяют зону чувствительности анали­затора к соответствующему раздражителю.

Кроме того, существует порог чувствительности к различению (разностный порог), определяемый минимальной величиной различе­ния силы (большей или меньшей) двух раздражителей С возрастанием силы раздражителя величина порога различения (разностный порог) возрастает.

У людей эти пороги чувствительности (нижний, верхний, разност­ный) индивидуальны В зависимости от возраста и других обстоятельств они меняются Острота чувствительности нарастает с возрастом, дости­гая максимума к 20—30 годам. На временные отклонения чувствитель­ности от обычной нормы влияют такие факторы, как время суток, посто­ронние раздражители, психическое состояние, утомление, болезнь, бе­ременность у женщины и т д Оценивая качество ощущений свидетеля, обвиняемого, необходимо также выяснять, не подвергался ли субъект воздействию побочных раздражителей (алкоголя, наркотических или подобных им фармакологических веществ), которые повышают либо резко притупляют чувствительность анализаторов.

Все это следует учитывать при допросе, во время следственного экс­перимента, проводимых в целях проверки качества ощущений. Напри­мер, исследуя вибрационную чувствительность у подозреваемого в симу­ляции глухоты, можно довольно просто изобличить его во лжи. Доста­точно за спиной «больного» бросить на пол небольшой предмет, чтобы проверить его симулятивное поведение. Действительно больной человек с пораженным слухом с ненарушенной вибрационной чувствитель­ностью отреагирует на этот раздражитель. Симулянт же, если он не знает о развитом вибрационном ощущении глухих, не среагирует на этот раздражитель Разумеется, после такой предварительной пробы подозреваемый должен быть направлен на судебно-психологическую либо ком­плексную медико-психологическую экспертизу1

Анализируя свидетельские показания, основанные на ощущениях, следует помнить, что в рецепторную деятельность различные искажения могут вноситься подпороговыми раздражителями, которые хотя и не вызывают четких ощущений в силу своей незначительной величины, однако создают, особенно при неоднократном воздействии, очаг возбуж­дения в коре головного мозга, способный вызывать галлюцинаторные образы, различные ассоциативные связи с ранее зафиксированными ощущениями. Иногда это проявляется в том, что первоначальный образ, какое-то смутное ощущение в последующем трансформируется как бы в реальное явление. Причем такие возникшие ложные образы, нечеткие ощущения бывают настолько стойкими, что начинают влиять на форми­рование ошибочных представлений И следователю (суду) в подобных случаях приходится быть особенно внимательными, чтобы разобраться в том, что именно соответствует действительности, а что является за­блуждением, которое могло повлиять на показания допрашиваемого лица, на принятие им решения совершить какие-либо действия вопреки своим интересам.

На возможные искажения в ощущениях также может оказывать вли­яние так называемый сенсорный эффект, т.е. тот фоновый шум, кото­рый иногда возникает в каком-либо анализаторе Это ощущение сенсор­ным органом самого себя независимо от того, воздействует на него в данный момент какой-либо раздражитель или нет. Значение сенсорного эффекта возрастает при воздействии раздражителей, имеющих неболь­шую силу, когда трудно бывает отличить самопроизвольное сенсорное возбуждение анализатора от ощущения какого-либо слабого сигнала. В подобных случаях возникает ситуация перцептивной неопределеннос­ти, которая чаще всего предрасполагает к принятию ошибочных реше­ний, особенно в экстремальных ситуациях в системе «человек — маши­на», встречающихся во время происшествий, связанных с эксплуатацией различных технических устройств, транспортных средств, что особенно необходимо иметь в виду, когда приходится оценивать, насколько психо­логические качества субъекта соответствовали «требованиям экстре­мальных условий или нервно-психическим перегрузкам» (ч. 2 ст. 28 УК).

Адаптация. Данная закономерность выражается в изменениях чув­ствительности анализатора под длительным воздействием раздражителя в виде понижения или повышения порога чувствительности В результа­те адаптации ощущение может полностью исчезать, особенно в процессе

См Кертес И Тактика и психологические основы допроса М, 1965 С 32

продолжительного действия раздражителя. Примерами этого могут слу­жить- адаптация к запаху обонятельного анализатора у человека, дли­тельное время работающего с пахучими веществами; слуховая адаптация к постоянно воздействующим шумам и т д

В некоторых случаях в результате адаптации может наступать при­тупление остроты ощущений под воздействием сильного раздражителя, например временное снижение чувствительности зрительного анализа­тора, после того как мы из полутемного помещения попадаем в условия яркой освещенности (световая адаптация) Эти виды адаптации называ­ют негативными, так как они приводят к снижению чувствительности анализаторов. Отрицательное воздействие оказывает адаптация к свету и темноте, особенно в условиях тусклого освещения. В этих условиях у водителей автотранспортных средств увеличивается время реакции, ухудшается локализация движущихся объектов Темновая адаптация приводит к задержке передачи сигнала от затемненного глаза в мозг. Отсрочка в передаче сигнала ведет к тому, что человек видит предмет как бы с некоторым запозданием, что иногда способствует возникновению аварийных ситуаций на дорогах с интенсивным встречным автомобиль­ным движением1.

Однако проявление адаптации не всегда носит отрицательный харак­тер. Нередко чувствительность анализатора в результате адаптации может не только понижаться, но и значительно повышаться Например, так случается при воздействии слабого раздражителя на зрительный анализатор в полутемном помещении (при устойчивости к темновой адаптации) или на слуховой анализатор в условиях полной тишины, когда наш слуховой анализатор начинает фиксировать довольно слабые звуковые сигналы (слуховая адаптация) Иначе говоря, чувствитель­ность анализаторов под воздействием слабых раздражителей повышает­ся, а под действием сильных — снижается

Данную закономерность необходимо учитывать при оценке свиде­тельских показаний, когда, к примеру, субъект, умышленно стремящий­ся ввести следователя (суд) в заблуждение, должно утверждает, что он не видел каких-либо объектов, поскольку «было темно». На самом же деле с учетом продолжительности его пребывания в условиях относительной темноты и появления у него темновой адаптации- это может быть и не совсем так Известно, что человек, попавший в затемненную комнату, через 3—5 мин начинает различать проникающий туда свет, видеть предметы Через 20—30 мин он уже достаточно хорошо ориентируется

1 См Грегори Р Л Глаз и мозг Психология зрительного восприятия М, 1970 С 92

в темноте. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствитель­ность зрительного анализатора к свету за 40 мин в 200 тыс. раз1.

Степень адаптации наших анализаторов различна. Высока адаптиру­емость у обонятельных, тактильных анализаторов. Несколько медленнее адаптируются вкусовые, зрительные ощущения.

^ Взаимодействие ощущений. В повседневной жизни на наши рецеп­торы воздействует масса раздражителей, под влиянием которых мы по­стоянно испытываем различные ощущения В результате взаимодейст­вия разных ощущений чувствительность анализаторов изменяется, либо возрастает, либо снижается. Этот механизм взаимодействия ощущений может влиять на полноту и объективность свидетельских показаний, на качество следственного эксперимента Например, в условиях воздейст­вия очень сильного шума авиационного мотора световая чувствитель­ность сумеречного зрения может падать до 20% своего прежнего уров­ня2 Также значительно понижается зрительная чувствительность при воздействии на обонятельный рецептор неприятного запаха. Последнее обстоятельство следует иметь в виду при осмотре места происшествия, трупа со значительными трупными изменениями, во время эксгумации В подобных случаях приходится прилагать дополнительные усилия к выполнению на должном уровне всего объема работы, чаще делая в этих целях перерывы.

Общая закономерность подобных явлений состоит в том, что слабые раздражители одной анализаторной системы повышают чувствитель­ность других анализаторов при взаимодействии ощущений, а сильные — понижают ее. Это явление называется сенсибилизацией.

Кроме того, в процессе взаимодействия ощущений под влиянием одного раздражителя могут появляться ощущения иной модальности, характерные для другого раздражителя, не воздействующего в данный момент на анализатор Данное явление получило название синестезия. Например, у некоторых лиц под воздействием звуковых раздражителей могут возникать яркие зрительные образы, различные вкусовые ощуще­ния и т.д.

При взаимодействии ощущений также может иметь место явление, называемое контрастом ощущений Это происходит в тех случаях, когда один и тот же раздражитель ощущается анализатором в зависимос­ти от качественных характеристик другого раздражителя, действовавше­го на этот же анализатор одновременно с ним или последовательно (например, последовательный контраст вкусовых ощущений). Иногда

1 См Общая психология / Под ред В В Богословского и др М , 1981 С 187

2 См Кравков С В Взаимодействие органов чувств М, Л, 1948 С 17

контрастные явления приводят к ошибкам в ощущениях, а следователь­но, и в свидетельских показаниях.

Последовательные образы. Нередко при длительном воздействии на анализатор раздражитель продолжает ощущаться даже после того, как он прекратил свое действие. Какое-то время человек его еще «видит», «слышит» и т д. Эти ощущения в виде последовательных образов имеют значение при оценке решений, принимаемых в экстремальных условиях. Стимуляция сетчатки зрительного рецептора яркими вспышками света иногда доходит до того, что начинает вызывать неприятные ощущения, приводящие к головной боли и тошноте1

Знание данной закономерности может пригодиться, например, при оценке действий водителя, не справившегося с управлением машины в темное время суток в условиях интенсивного встречного движения транспорта.

Пространственная локализация раздражителя. Пространствен­ная рецепция осуществляется с помощью дистантных анализаторов, ощущающих сигнал на расстоянии Обычно в этом процессе участвует несколько анализаторов с подключением контактных рецепторов. В не­которых случаях возможны искажения в результате взаимодействия ощущений, особенно под влиянием анализатора ведущей модальности. На точность пространственной локализации раздражителя в значитель­ной степени может влиять положение тела, головы.

Каждый человек имеет свой индивидуальный уровень развития чув­ствительности, определенные качественные характеристики анализа­торных систем, составляющие сенсорную организацию его личности. Существенное влияние на работу органов чувств оказывает тип нервной системы субъекта. Люди с сильной нервной системой обнаруживают большую выносливость и устойчивость, чем люди со слабой' нервной системой, однако последние наделены большей чувствительностью. Из­меняя интересы, установки субъекта с помощью аутотренинга, речевой инструкции, меняющей значимость раздражителя путем придания ему важного «сигнального» значения, можно добиваться повышения или понижения чувствительности того или иного рецептора, подчинять ее целям и задачам деятельности.

Болезненные органические ощущения оказывают отрицательное влияние на функционирование различных рецепторов, снижают уро­вень их чувствительности, что отражается в целом на всей деятельности юриста. В качестве примера можно привести выдержку из служебной

1 См Грегори Р Л Указ соч С 123—124

характеристики на одного молодого следователя, в которой отмечалось, что наблюдающееся у него

«повышенное внимание к болезненным ощущениям, развитая на этой почве мнитель­ность в отношении своего здоровья отрицательно влияют на его служебную деятельность, мешают ему выдерживать связанные с работой физические и психологические пере­грузки»

Безусловно, профессиональная деятельность предъявляет повышен­ные требования к сенсорной организации сотрудников правоохранитель­ных органов Поэтому юристам, особенно прокурорско-следственным работникам, желательно уметь управлять своими ощущениями, в необ­ходимых случаях стимулируя положительные и волевыми усилиями ней­трализуя воздействие на пгихику отрицательных ощущении.

2. Восприятие. Более совершенной формой отражения по сравне­нию с ощущениями являются восприятия

Восприятие — это психический процесс отражения предме­тов и явлений во всей Совокупности их свойств и признаков при непосредственном воздействии этих объектов на органы чувств.

В ходе восприятия в сознании человека возникает целостный образ различных предметов, событий Знание закономерностей процессов вос­приятия помогает лучше понимать механизм формирования свидетель­ских показаний, выявлять психологические истоки ошибок следователя, суда и на этой основе давать рекомендации по повышению эффективнос­ти их профессиональной деятельности

В зависимости от ведущей роли того или иного анализатора можно назвать следующие виды восприятия: зрительные, слуховые, обонятель­ные, вкусовые, кинестетические

Исходя из организации процессов восприятия выделяют произволь­ное (преднамеренное) и непроизвольное восприятие. Как правило, наи­более эффективно произвольное восприятие, называемое также наблю­дением. Юристу следует вырабатывать в себе такое производное от дан­ного вида восприятия качество, как наблюдательность

К свойствам и закономерностям восприятия относятся следующие.

Предметность, целостность, структурность восприятия. В по­вседневной жизни человека окружают разнообразные явления, предме­ты, наделенные различными свойствами. Воспринимая их, мы изучаем их в целом Такое восприятие оказывает регулирующее воздействие на познавательную деятельность человека, на развитие его перцептивных способностей

Наглядно проявление данной закономерности перцептивной деятель­ности можно проследить при рассматривании рис 4 1. Пятна, не связан-

ные контуром, тем не менее создают образ собаки (см. рис.4.1, а) При­чем мы отличаем пятна на теле собаки от сходных пятен фона. И даже в тех случаях, когда пятно вообще не является изображением конкретного предмета, наше сознание стремится найти в нем сходство с каким-то объектом, наделить его некоторой предметностью, как это, например, имеет место при рассматривании совершенно бесформенных пятен теста Г. Роршаха (см. рис. 4 1,6), напоминающих то летучую мышь, то какую-то бабочку и т.д. В зависимости от особенностей восприятия, личного опыта человека у него подсознательно часто происходит своеобразный перебор признаков пятна. Наконец, среди них выделяются ведущие при­знаки и в конце концов в зависимости от воображения делается вывод, что пятно, к примеру, напоминает какой-то предмет, например бабочку, летучую мышь и т д.



Рис 4 1 Стимульныи материал из текста Г Роршаха, выявляющий такие закономерности восприятия, как предметность, целостность, структурность

формируемых в сознании образов

Все это, может быть, выглядело бы как просто развлекательные опыты, если бы в жизни, в более сложных условиях практической дея­тельности не проявлялись те же самые закономерности восприятия. Например, следователь, осмотрев труп со смертельными повреждениями головы, должен исследовать и орудие убийства, изъятое у подозреваемо­го, выявить на изъятом предмете основные, ведущие признаки, выделяю­щие его в качестве орудия убийства, с помощью которого причинена строго определенной конфигурации черепно-мозговая травма. И если следователь видит среди ведущих признаков совсем не те или вовсе не замечает нужные из них, то И результат его поисков будет отрицатель­ным: на орудии преступления не будут обнаружены микроследы-наложе­ния, т е. те признаки, на основании которых можно будет доказать при­частность подозреваемого лица к совершенному преступлению. Эту, казалось бы, простую истину, наглядно иллюстрирующую перцептивные истоки некоторых профессиональных ошибок следователя, не следует забывать. На данную закономерность восприятия обращал внимание известный французский психолог Ж. Пиаже, который писал, что «вос­приятие осуществляется не путем копирования или точного измерения, а как бы уподобляется процессу отбора, при котором запечатлеваются не все точки или микросегменты фигуры, а лишь те, на которые пал выбор; в этом случае выбранные элементы или микроэлементы, т.е. те, которым было отдано предпочтение, будут переоцениваться в сравнении со всеми остальными»1.

В отличие от ощущений в результате восприятия складывается це­лостный образ предмета, явления, в том числе и такого сложного, как преступление. В силу .этой закономерности человек обычно при недо­статке информации стремится сам восполнить недостающие элементы воспринятого объекта, что иногда приводит к ошибочным суждениям. Поэтому при допросе свидетелей нужно выяснять не только, чтоб они видели, слышали, но и на чем основаны их утверждения о тех или иных свойствах воспринятого ими объекта.

Активность восприятия. Обычно процесс отбора, синтеза призна­ков предмета носит избирательный, целенаправленный поисковый ха­рактер. В этом процессе действует активное организующее начало, под­чиняющее себе весь ход познания. Проникая в изучаемое явление, мы по-разному группируем его сенсорные свойства, выделяем необходимые связи. Это придает преднамеренный, активный характер восприятию. Активность восприятия выражается в участии эффекторных (двигатель­ных) компонентов анализаторов: движение руки при осязании, движе­ние зрачков глаз, перемещение тела в пространстве относительно изуча­емого предмета познания. При восприятии знакомых предметов перцеп­тивный процесс может быть в той или иной мере свернут.

Осмысленность восприятия. Восприятие у человека тесно связано с его мышлением, поскольку перцептивные образы нередко имеют раз­ное смысловое значение. Мы не только воспринимаем, но и одновремен­но с этим изучаем предмет познания, пытаемся найти объяснение его сущности. «Сознательно воспринять предмет — это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове»2.

Осмысленный характер воспринимаемых образов можно проиллю­стрировать графическими рисунками, на которых обычно изображаются

1Фресс П., Пиаже Ж Экспериментальная психология Вып VI М.1978 С. 21

2Петровский А В Указ соч С 141

так называемые неоднозначные (двойственные) фигуры, создающие своеобразный эффект «стереографической двусмысленности, вызываю­щие у нас впечатление объема, благодаря чему двухмерное плоскостное изображение превращается в трехмерный объект Например, в зависи­мости от того, как осмысливается фигура (рис 4 2), как она воспринима­ется нами, мы по своему желанию видим попеременно то лестницу, спускающуюся слева направо вниз, то уступчатый карниз, поднимаю­щийся вверх справа налево И хотя в том и другом случае проекция изображения на сетчатке глаза остается неизменной, мы видим попере­менно два совершенно различных объемных объекта, имеющих чисто внешнее контурное сходство.



Рис 4 2 Лестница Шредера демонстрирует нам своего рода зрительную инверсию когда мы попеременно видим то лестницу то справа уступчатый карниз

Хорошо прослеживается активная роль нашего мышления при рас­сматривании изображения фигуры на рис 4 3, известной как куб Некке-ра (по имени исландского ученого, в 1832 г описавшего свойства этой фигуры) Небольшим волевым усилием можно произвольно «перевора­чивать» этот куб в пространстве, попеременно меняя положение его ближней и дальней от нас вертикальной плоскости

Благодаря активной роли нашего мышления, диктующего, что нужно нам видеть, мы начинаем избирательно реагировать именно на те визу­альные стимулы, на основе которых и создается определенный, «нуж­ный» нам предметный образ, отличающийся от других перцептивных образов Таким образом, осмысленный, избирательный перцептивный процесс приводит нас к тому, что образ восприятия переходит в образ сознания (в том числе, как нередко случается, и в ошибочный образ), под воздействием которого мы оказываемся в дальнейшем, к сожалению, и тогда, когда благодаря этому совершаем досадные промахи и ошибки в познавательной деятельности



Рис 4 3 Известный куб Неккера Чередующаяся визуальная ориентация куба

(а) в пространстве такова, что она допускает одновременно как бы два варианта его

положения и s), что на самом деле нереально, хотя субъективно происходит именно

так, как в зависимости от того, мы хотим видеть эту фигуру Не так ли происходит и в жизни, как с этим кубом — тем более когда одно и то же видят разные люди да еще с

разных точек зрения?

Активная роль мышления в процессах восприятия дала основание английскому психологу Р.Л Грегори, посвятившему многие годы изуче­нию закономерностей зрительного восприятия, образно назвать наш зри­тельный анализатор «разумным глазом», подчеркнув неразрывную связь зрительного восприятия с мышлением, обратив внимание на регуляцию перцептивной деятельности мыслительными процессами «Воспри­ятие, — писал он, — своего рода мышление. И в восприятии, как и в любом виде мышления, достаточно своих неоднозначностей, парадоксов, искажений и неопределенностей Они водят за нос даже самый разумный глаз, поскольку именно они являются причинами ошибок (и сигналами ошибок) как в наиболее конкретном, так и в наиболее абстрактном мыш­лении»1

Благодаря такому механизму восприятия человек нередко, даже не осознавая этого, видит то, что хочет видеть, а не то, что объективно есть на самом деле. Этим свойством восприятия можно в ряде случаев объяс­нить многие изъяны поисковой деятельности следователя во время ос­мотра места происшествия, когда он «видит» далеко не все то, что необ­ходимо для установления истины Это подтверждает и проведенный нами анализ нераскрытых дел, связанных с убийствами. Одна из причин

1Грегори Р Л Указ соч С 68

того, что некоторые тяжкие преступления оказываются нераскрытыми, лежит именно в отсутствии должной перцептивной организации зрения, в психологической неподготовленности следователя к такому многопла­новому восприятию, каким является восприятие обстановки места про­исшествия.

Существенной стороной осмысленности дерцептивной деятельности является вербализация воспринятого. «Процесс восприятия предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне, в его состав всегда входит высший уровень психической деятельности, в частности речь»1

Вербализация увиденного обостряет наше восприятие, помогает вы­делить существенные признаки, их отношения. Пожалуй, нет лучшего способа увидеть объект, чем заставить себя воспроизвести его, исполь­зуя различные способы При этом велико значение не только монологи­ческой внутренней или устной, но и письменной речи Вот почему требо­вание законодателя о протоколировании следственных действий, реко­мендации криминалистики об изготовлении слепков и оттисков следов, вычерчивании планов и схем имеют под собой не только криминалисти­ческую, но и психологическую основу.

Практика убедительно подтверждает: посредственное качество про­токола осмотра места происшествия, как правило, свидетельствует о поверхностной познавательной деятельности следователя. Таким обра­зом, уже на начальном перцептивном уровне нередко создаются предпо­сылки для возникновения в последующем очень серьезных осложнений по делу2.

Организация поля восприятия. Существенную роль в познаватель­ной деятельности играет также организация поля восприятия, благодаря чему отдельные элементы объединяются в единое целое и в результате возникает целостный образ изучаемого объекта.

Человек всегда стремится организовать поле восприятия таким обра­зом, чтобы видеть тот или иной образ, связанный с его прежними пред­ставлениями, некоторыми знакомыми ему предметами, с определенными личными предпочтениями, установками. Иногда это приводит к воссо­зданию некоего синтетического образа, далеко не соответствующего, особенно в деталях, тому реальному предмету, который воспринимается.

Активное мыслительное организующее начало перцептивного про­цесса особенно легко выявляется при рассматривании рис. 4.4. Неболь­шим усилием можно произвольно различным образом группировать зри-

1ЛурияАР Ощущения и восприятия С 47

2 К этому мы еще вернемся, когда будем говорить о психологии осмотра места проис­шествия

тельную информацию, переходя от одного варианта к другому, выявляя хотя и простейшие, но различные образы: группировки из четырех квад­ратов, из девяти, крест из двух рядов квадратов, рассекающий поле по вертикали и горизонтали, при том что проекция данного чередования квадратов на сетчатке глаза нисколько не меняется.

Тенденция к мысленной организации зрительного поля положена в основу разработанной в криминалистике методики использования иден­тификационного комплекта рисунков для получения собирательных ри­сованных портретов разыскиваемых лиц по показаниям свидетелей с использованием различных фрагментов человеческого лица.



Рис 4 4 Демонстрация влияния организации поля восприятия на возникающие

в сознании образы

Апперцепция. Данное свойство проявляется в особой зависимости восприятия от содержания психической жизни человека, особенностей его личности, опыта, знаний, интересов. В течение жизни человек посто­янно подвергается воздействию различных стимулов (раздражителей). Постепенно у него накапливается определенный перцептивный опыт взаимодействия с ними, а также предметный, интеллектуальный опыт определения (узнавания) количественных и качественных характерис­тик различных раздражителей, своего рода банк перцептивных гипо­тез, позволяющий ему быстро реагировать на действия всевозможных стимулов, своевременно выбирая из этого, условно говоря, банка ту из гипотез, которая более всего соответствует качественным характеристи­кам очередного стимула. С обогащением перцептивного опыта процесс определения характера раздражителя и выработки реакции на него с последующим принятием решения приобретает все более свернутый ха­рактер И чем богаче такой опыт, чем разнообразнее накопленные перцептивные гипотезы, тем быстрее происходит восприятие и опознание стимула.

Простейшим наглядным примером смены перцептивных гипотез в процессе восприятия является чередование зрительных образов, когда мы рассматриваем двойственные фигуры — графические рисунки с так называемой пиктографической двусмысленностью (рис. 4.5). В первом случае это известный рисунок В.Е. Хилла «Моя жена и теща», на кото­ром попеременно видятся то пожилая, то молодая женщины; на втором рисунке — то лицо индейца, то фигура мальчика-эскимоса в зимней одежде.



Рис 4.5 Примеры пиктографической двусмысленности

Перцептивные гипотезы могут приобретать чувственную форму, и тогда мы видим не столько объект, сколько саму перцептивную гипотезу в виде того или иного образа-представления. Не этим ли психологичес­ким феноменом объясняются те очевидные ошибки, когда следова­тель «видит» на месте происшествия не убийство, а самоубийство, хотя фактически материальная обстановка противоречит такому «видению»?

^ Константность восприятия. Данное свойство восприятия состоит в способности перцептивной системы отражать объекты с определен­ным, близким к реальному постоянством их формы, величины, цвета и т.д., независимо от условий, в которых это происходит. Например, под каким бы ракурсом мы ни смотрели на тарелку, независимо от ее проек­ции на сетчатку глаза в виде круга или сбоку в виде эллипса, она все равно воспринимается круглой. Белый лист бумаги и при ярком свете, и в условиях пониженной освещенности воспринимается белым.

Константность восприятия вырабатывается в процессе приобретения человеком жизненного, профессионального опыта. Она является необхо­димым условием его жизнедеятельности, обладая механизмом обратной связи, с помощью которого перцептивная система постоянно подстраива­ется к нужному объекту и условиям его восприятия. Однако констант­ность сохраняется лишь до определенных пределов. При резком измене­нии освещения, при воздействии на воспринимаемый предмет контраст­ного по цвету фона константность может нарушаться и это, в свою очередь, может приводить к отдельным ошибкам в свидетельских пока­заниях.

Разрушающее воздействие на константность может оказывать состо­яние психической напряженности. Поэтому, допрашивая свидетеля, це­лесообразно выяснить не только особенности воспринятого им объекта, т.е. что он видел, слышал, но и его состояние, а также условия, в которых протекала его перцептивная деятельность, и только после этого следует давать оценку его утверждениям о форме, величине, цвете и других свойствах того или иного предмета.

Иллюзии. Искажение воспринятых предметов является одной из наи­более интересных проблем, с которой может сталкиваться следователь во время проведения следственных действий, в процессе оценки показа­ний лиц, свидетельствующих о каких-то событиях, и т.п. Поскольку зна­чительное количество информации участники уголовного судопроизвод­ства получают с помощью зрительного анализатора, наибольшую акту­альность приобретают оптические иллюзии. Мы часто сталкиваемся с ними в повседневной жизни, но не обращаем на них внимание. Например луна нередко нам кажется большей по размеру, когда она над горизон­том, по сравнению с тем, когда она находится высоко в небе.

Причины оптических иллюзий носят как объективный, так и субъек­тивный характер. К объективным предпосылкам появления иллюзий от­носятся: отсутствие контрастности между предметом и фоном, эффект иррадиации, приводящий к тому, что светлые предметы выглядят большими по сравнению с такими же по размеру темными предметами и т.д. Например, белый квадрат на черном фоне кажется большим, чем такой же квадрат, но на белом фоне (рис. 4.6, а). Совершенно одинако­вые по диаметру круги, обрамленные разными по диаметру кружками, кажутся разными (рис. 4.6, б). Параллельные линии, пересеченные ли­ниями, пересекающимися в центре, воспринимаются непараллельными (рис. 4.6,в). Таких примеров множество.

К причинам субъективного характера, способствующим появлению иллюзий, следует отнести адаптацию, утомление рецеп

Просмотров: 3945 | Добавил: fromesent | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Март 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz