Дата публикации: 12.11.2012
Это упражнение
выполняется после аутогенного погружения и окончания первого упражнения. Формула второго упражнения повторяется 6-8 раз в сочетании с медленными выдохами. Выполнение упражнения должно сопровождаться зрительными эмоциональными образами, которые связываются у вас с ощущением t., гл.
Необходимо помнить, что особую важность при овладении этим упражнением имеет навык пассивной, без напряжения воли, концентрации внимания. В дальнейшем, после того как вы научитесь свободно и быстро вызывать тепло в правой руке, необходимо научиться произвольной регуляции напряжения стенок кровеносных сосудов в левой руке, ногах, любом участке тела. Тепло не только обеспечивает лучший отдых и успокаивает нервную систему, но и облегчает боль, улучшает питание и работу беспокоящего органа. Вызывая ощущение тепла, пользуются следующими формулами:
— в правой руке появляется приятное ощущение тепла;
— начинает теплеть левая рука;
— руки согреваются;
— руки теплеют все больше и больше;
— кровеносные сосуды рук расширяются;
Дата публикации: 09.11.2012
Заканчивается консультация
подведением итогов, оценкой эффективности работы психолога. Чтобы сделать это, конкретных стандартных форм не существует. Наверное, психологу целесообразно кратко повторить, к какому именно решению пришел клиент с помощью психолога. Иногда стоит сказать несколько поддерживающих, ободряющих фраз: «Я уверен, что вы с этим справитесь» — и т. д.
Работая с каждым клиентом, практический психолог создает программу, в которой он расписывает этапы консультирования, цели и задачи каждого этапа, стратегию и тактику, методику работы, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам программы. Психолог определяет частоту необходимых встреч (ежедневно, 1-2 раза в неделю). На завершающей психологической консультации, прощаясь с клиентом, если есть такая возможность, можно подарить ему видеокассету с записью консультирования. После завершения работы с клиентом желательно осуществлять контроль и наблюдение за клиентом в течение 1-2 месяцев.
Частыми мотивами обращения за психологической консультацией являются: трудности в общении, стресс при потере и поиске работы, фобии, депрессивные, кризисные состояния, семейные проблемы, конфликты на производстве.
Дата публикации: 09.11.2012
Тест-опросник Шмишека диагностирует акцентуации характера подростков и взрослых.
Согласно теории об акцентуации Леонгарда, существуют люди с акцентуациями характера. Акцентуация — это заострение некоторых, присущих каждому человеку, индивидуальных свойств.
Выделяют 10 типов акцентуации (по Леонгарду):
1. Застревающие — люди, долго помнящие обиды.
2. Гипертимные — личности с чрезмерно повышенным настроением.
3. Эмотивные — очень ранимые, все глубоко чувствующие.
4. Тревожные — неуверенные в себе.
5. Педантичные — люди, для которых порядок и аккуратность является смыслом жизни.
6. Демонстративные — эгоцентристы, стремятся любым способом оказаться в центре внимания.
7. Циклотимные — личности с резкими перепадами настроения.
55
8. Дистимичные — со склонностью к пессимистичному настроению.
9. Возбудимые — склонны к повышенной, импульсивной реакции в сфере влечений.
10. Экзальтированные люди с чрезмерными эмоциональными переживаниями, сверхчувствительные.
Итак, тест Шмишека содержит 10 шкал, в соответствии с десятью типами акцентуированных личностей.
Дата публикации: 08.11.2012
Следующий пример демонстрирует телефонное общение между консультантом и наставникоми.
Во время работы психолог столкнулся с большим сопротивлением семьи. Домашние задания постоянно игнорировались. Наставник позвонил консультанту и спросил, хочет ли семья работать и имеет ли смысл тратить на нее время; точка зрения наставника состояла в том, что не имеет. Консультант передал сказанное семье и прибавил, что он не согласен с наставником, так как достаточно хорошо знает семью и считает, что занятия рано или поздно принесут пользу. Семья объединилась вокруг консультанта, и работа пошла более интенсивно.
Техника телефонных звонков применяется в работе со всеми членами семьи, за исключением совсем маленьких детей. Она особенно полезна для перестройки семейной системы. Телефонные звонки могут прояснить границы и организацию семьи, облегчить формирование альянсов. То, что члены команды могут занять позицию, отличную от позиции работающего с семьей консультанта, создает парадоксальную «двойную связь».
Дата публикации: 08.11.2012
Практический психолог — это человек, обладающий теоретическими знаниями в области психологии и практически работающий с жизненными и личностными проблемами клиента. Для этого помимо консультаций психолог использует активные методы обучения, игры. К традиционным методам обучения относят лекции, беседы, семинары, а к активным методам обучения — социально-психологические тренинги, ролевые и деловые игры. Традиционная форма обучения дает знания, а активные методы обучения помогают приобрести навыки.
Активные методы обучения применяет в своей практике психолог-тренер. Он совмещает в себе преподавателя, организатора, экспериментатора, консультанта. Основная форма работы психолога-тренера — групповые социально-психологические тренинги.
В теорию и практику тренинговых групп внесли свой вклад практически все направления психологии XX века, но создание стройной теории тренинговых групп связывают с именем К. Левина. Он считал группу самым эффективным методом обучения, коррекции и терапии.
Группа — это реальный мир в миниатюре, в группе, как и в жизни, существуют проблемы межличностных отношений, проблемы принятия решений, выбора линии поведения и т.